Retro Generation

"Retro Generation" - онлайн-журнал, который поможет вам прикоснуться к чудесному миру испытанных временем игр
Поколение Ретро
Читайте в первом номере журнала "Поколение Ретро":
Обзоры Don Doko Don 2 (NES) Super Mario Land (Game Boy) Plue no Daibouken (PlayStation) Sonic Adventure 2 (Dreamcast) Kung Fu Kid (Sega Master System)
Baku Baku Animal (Sega Master System)
Околоигровые статьи Плагиатор Марио (Штопорр) Игры об аниме и аниме об играх (Штопорр)
музыка из игр
Автор: Штопорр  statii_igri_ob_anime

ПОЛКА ФАНАТА

«Всё, что нас не убивает, то прибавляет к статам»

С тех пор, как двое веселых парней от нечего делать изобрели симулятор ракеты, а ещё через пару десятков лет появился “Pong”,
Астробой — мальчик-андроид, один из первых аниме-персонажей  statii_igri_ob_anime
игровая индустрия непрерывно развивалась. Одни поколения сменяли другие поколения, и за прошедшее время была придумана куча разных жанров и игр. А там, где игры, там не могло не быть игроизаций. Культура аниме набирала обороты практически в одно время с культурой игровой; «Астро Бой», «Мазингер Зет» и подобные им сериалы быстро завоевывали популярность среди людей. А какой поклонник не хотел бы очутиться в кабине любимой мехи и управлять ей? Мечта прикоснуться к миру, увиденному на экране, оставалась лишь мечтой. До поры, разумеется.

Игры об аниме и аниме об играх

Нет нужды говорить о том, что многие из известных ныне аниме-сериалов сняты по мотивам визуальных новелл, или, прости Господи, эроге, которые выходили в Японии.
 statii_igri_ob_anime  Мазингер Зет — гигантский робот, секретное оружие против сил зла
Это дело привычное. Но когда простая бродилка выходит за пределы виртуальной реальности на экран телевизора, это совсем другое.

За примерами далеко ходить не надо. В 1989 году, когда на рынке игр вовсю правила Nintendo, с ее вечно молодой консолью Famicom (или NES), на телеэкраны вышло шоу под мудреным названием «Супер Шоу Братьев Марио». Его показывали и в России. Передача эта состояла из нескольких частей – в начале всегда была сценка с актерами, исполнявшими роли Марио (Лу Альбано) и Луиджи (Дэнни Уэлш) , и попадавшими в различные забавные ситуации у себя в мастерской. После того, как действие достигало комической точки, шел небольшой мультик, о приключениях всё тех же водопроводчиков, но уже в Грибном Королевстве.
«Супер Шоу Братьев Марио»  statii_igri_ob_anime
Затем, в финале, шла развязка «живого» сюжета. Шоу, несмотря на свою наивность, было довольно популярным, но всё же это было не то, о чем у нас сейчас идет речь. А речь дальше пойдет о следующем.

Марио – легендарный персонаж и икона видеоигр, завоевавший признание миллионов геймеров. По данным статистики, усатый водопроводчик держит рекорд по проценту узнаваемости, опережая всех остальных. В Японии, само собой, на него не могли не обратить внимания местные креативщики и телепродюсеры.

Платформеру вроде Super Mario Bros. не нужны лишние заморочки, такие, как хорошо прописанный сюжет. Поэтому неудивительно, что полнометражный Super Mario Brothers: Peach-hime Kyushutsu Dai Sakusen - «Большая операция по спасению Пич» - вышел до невозможности глупым, но позитивным. В фильме были небольшие расхождения с игрой, в частности, форма Луиджи из бело-зеленой поменялась на сине-желтую, а вместо того, чтобы работать по специальности, братья управляли бакалейным магазином. Нашлось место ненавязчивому product placement’у: в кадре изредка светился продукт под названием «Марио Рамен». А также, в одной из сцен была раскрыта многолетняя тема влияния грибов на человеческий организм.
 statii_igri_ob_anime
 statii_igri_ob_anime
 statii_igri_ob_anime
 statii_igri_ob_anime

Принцесса Пич, которую многие единогласно могут назвать худшим женским персонажем в истории видеоигр, и здесь осталась верна себе, тогда как Баузер, благодаря голосу Акико Вады, получился настолько милым и обаятельным, что невольно можно было проникнуться к нему симпатией. Многих из тех, кто смотрел этот фильм, также привел в дичайший ступор тот факт, что в финале Пич женится вовсе не на Марио, который ее спас, а на некоем принце по имени Хару, пинавшем балду на протяжении всего экранного действия.

“Peach-hime” не выходила на DVD и никогда не выпускалась за пределами Японии, поэтому сейчас фильм считается раритетом и имеет достаточно большую ценность, а цена на редкую VHS на Ebay недавно поднялась до 600 долларов.

Наш водопроводчик ни разу в жизни не оставался заложником одной роли. Спустя два года, вышел менее ценный, но занятный трехсерийный мультфильм «Amada Anime Series: Super Mario Brothers». В каждом эпизоде обыгрывалась одна из классических историй японского фольклора, с участием Марио и компании.
 statii_igri_ob_anime
 statii_igri_ob_anime
 statii_igri_ob_anime
 statii_igri_ob_anime
Большая N на этом не остановилась и в 2001 году был запущен показ аниме в жанре кодомо (яп. kodomo – ребенок) – «Hoshi no Kaabi» или «Кирби со звёзд», коли по-нашему. Не требуется объяснять, о ком оно, любому поклоннику игр от Nintendo сразу вспомнится жизнерадостный розовый колобок, поглощающий всё, что встретится у него на пути. Надо сказать, что дубляж, выпущенный компанией 4kids для проката в США под названием «Kirby: Right Back At Ya!», вышел чуть более удачным, чем оригинал, хотя бы за счет заводного интро. И это было вдвойне удивительно, потому что обычно, локализации аниме от 4kids ничего хорошего из себя не представляют.
Жанр пародии – это вам не шутки какие-нибудь. Сценаристы зачастую ходят по тонкому льду; чтобы передразнивание серьезных вещей вышло остроумным и не набивало оскомину, нужно хорошо постараться. Нельзя просто скинуть все штампы в производственный котел и ожидать, что на выходе получится вкусная каша. Поэтому, когда пародийное аниме действительно выходит удачным, это видно сразу же.

Всеми любимая Kyatto Ninden Teyandee тоже взялась не с пустого места. В отличие от полнометражек про Марио, первоисточником для которых послужили игры, коты-самураи дебютировали сперва на телеэкране, в собственном аниме Samurai Pizza Cats. Точнее, под таким названием оно выходило в США, и имело довольно сильные различия с оригинальной версией. Начать стоит хотя бы с того, что когда копии эпизодов пришли в студию перевода, оказалось, что под рукой нет никакого текста, который бы пояснял шутки и гэги, понятные лишь для японских зрителей. Текст просто забыли выслать, поэтому режиссер принял смелое и оригинальное решение: будем резать! Да не просто выкидывать всё, что непонятно, а составлять из чудной японской мозаики собственный сериал. В результате, Samurai Pizza Cats получился «пародией на пародию» - все эпизоды были заново смонтированы, переозвучены и в таком виде выпущены, а часть надписей на японском нарочно оставлена, чтобы лишний раз высмеять оригинал.
 statii_igri_ob_anime

И в ТВ-версии, и в ее игровой адаптации основа сюжета зиждется на противостоянии трех бравых котов, работающих в пиццерии и коварного министра Сеймура Сыра (в японской версии – Кицунедзуки), желающего захватить власть в городе. Запутанные уровни, безумного вида враги и гигантские роботы в качестве боссов, ну а также коты всех мастей и волостей, отлично передавали озорной дух SPC. Кроме того, была выпущена карманная версия на специальной консоли, напоминавшей Game & Watch.

Японцы очень любят котов. Настолько любят, что рисуют их портреты, разводят у себя дома и делают героями фантастических приключений в манге и аниме. Даже один из японских типажей – неко, девочка-кошка с ушками и хвостом, невероятно популярен как в медиа-сфере, так и в реальной жизни. Традиционный японский кот должен быть большим, пузатым и забавным. А еще говорящим, хотя это не обязательно.

Наверное, нет такого человека, который хоть раз в жизни не встречал где-нибудь изображение круглой синей кошачьей морды. Более 30 лет назад, творческим дуэтом мангак Фудзико Ф. Фудзио был придуман веселый робот-кот Дораэмон, прибывший из будущего на помощь школьнику-растяпе Ноби Нобите. Приключения Дораэмона, его друзей и забавные изобретения из будущего полюбились японцам не сразу. Сперва, по манге был снят сериал, который не снискал большой популярности (вероятная причина тому – не слишком качественные даже для тех лет отрисовка и озвучивание). Сериал был снят с эфира через 6 месяцев после начала показа, а записи эпизодов в один день сгорели при внезапном пожаре на студии. Было ли это случайностью или нет – точно сказать нельзя.
 statii_igri_ob_anime
 statii_igri_ob_anime
 statii_igri_ob_anime
 statii_igri_ob_anime

Дораэмон - робо-кот переживший более 1787 приключений  statii_igri_ob_anime
Затем, в апреле 1979 года, один из центральных каналов, TV Asahi, начал показ нового тайтла, и он стал одним из самых продолжительных аниме-сериалов в мире, насчитав 1787 серий. Шутка ли – показ длился больше 20 лет и завершился совсем недавно, в 2005 году. Завершился он, кстати, чисто из-за стремления руководящего состава обновить сериал - буквально через месяц начался выход третьей ТВ-адаптации о Дораэмоне, с новыми сейю.

Видеоигры о синем коте выходили на бессчетном количестве платформ, и они продолжают выходить по сей день. По какой-то, известной только японцам причине, их подавляющее большинство – это всевозможные викторины, текстовые адвенчуры, настолки или спортивные симуляторы, не представляющие интереса даже для ярых поклонников. На вторых местах – RPG и платформеры.

В таких жанрах особо отметилась версия для NES, созданная компанией Hudson Soft. Сочетая в себе одновременно простоту исполнения и невообразимую сложность, Doraemon для NES запомнился геймерам, как образец качественного японского сумасшествия. Впрочем, это не единственная особенность - в игре также присутствовала нелинейность уровней. Все дорожки хоть и вели в один конец, но позволяли игроку выбирать наиболее удобный для себя путь. Кроме того, это была чуть ли не единственная игра, хоть как-то использующая микрофон, встроенный во второй геймпад для Famicom. Подув в него на втором или третьем уровне, можно было вызвать помощников, знакомых по сериалу.
 statii_igri_ob_anime

Чуть менее известна ролевая игра Doraemon – Gigazombie no Gyakushuu (В переводе на русский - «Дораэмон – Месть Гигазомби») на всё той же NES. Подождите, ролевая игра про Дораэмона? Да, разумеется. В наличии было текстовое меню с кучей действий, хождение по городам и данжам, диалоги с аборигенами и телепортация через телефонные будки. Но игра в первую очередь интересна тем, что ее можно пройти за полторы минуты, если конечно, не придираться к концовке. Для этого всего лишь нужно было ответить отказом на просьбу Дораэмона помочь в начале.

Интересный факт: актера Жана Рено пригласили сняться в нескольких рекламных роликах для японского телевидения, представляющих новую модель автомобиля Toyota. В этой рекламе Рено сыграл Дораэмона в своем неповторимом стиле.  statii_igri_ob_anime







Второй крупной работой Фудзико Ф. Фудзио стала манга «Paaman». Paaman, несмотря на свое имя, не имел родственных связей с Пакменом - это был японский вариант произношения слова “Perman” - то есть Superman без слога Su в начале. По сюжету этой манги, Супермен собрался уходить на пенсию и назначил обыкновенного японского школьника 11 лет от роду своим преемником и учеником. Сюжет не блистал изысками и в чем-то даже копировал «Дораэмона» - был неудачливый главный герой, постоянно задиравший его дуэт мелкого и толстого школьников, и некая необычная сила извне, в один день перевернувшая жизнь всех персонажей.

 statii_igri_ob_anime  Paaman он же Birdman - 11-летний преемник Супермена
Так как супергерой из манги не имел ничего общего со своим американским тёзкой из DC Comics, через некоторое время после выхода, в среде правообладателей возникли распри на тему «ваш Супермен плагиатит нашего», и для дальнейшего распространения пришлось переименовать его в Birdman’а. Хорошо, что адвокат Харви Бёрдман тогда еще не родился.

За игроизацию Paaman взялась компания Irem, работавшая до этого над серией Hammerin’ Harry. Paaman: Enban wo Torikaese!! вышел для платформы…какой бы вы думали, и нёс в себе множество оригинальных идей, например превращения героя в снежный ком, с последующим выкатыванием в таком виде на уровень. Битвы с боссами проходили в стиле настольных поединков – герой и злодей поочередно бросали кубик и старались добраться до финиша, по пути оказываясь на клетках с бонусами. Кто первый пришел к финишу – тот и молодец, хотя еще можно было лишить оппонента всех жизней и досрочно завершить сражение. В этой идее и крылся единственный и самый серьёзный изъян игры – здесь всё зависело от слепой удачи и расчета. Если врагу всё время выпадает 6, и он при этом умудряется вставать на клетки, означающие подзатыльник для героя, то немудрено, что он достигнет цели первым и нагнет бедолагу, заставив проходить уровень заново. Особая пикантность этой ситуации придавалась тогда, когда игрок добирался до предпоследнего босса и уже мысленно праздновал победу, стоя в одной клетке от финиша, и тут зловредный монстр получал нужное число на грани кубика, и опережал или убивал его, радостно пританцовывая. После такого обычно оставалось только выключить игру и пойти пить чай с бабушкой на кухню, жалуясь ей на свои невзгоды.

Надо отдать должное разработчикам, при всей невыгодности такого решения, оно не позволяло пройти всю игру за 15 минут: уровни в первом Paaman были достаточно короткими.

 statii_igri_ob_anime   statii_igri_ob_anime
Paaman Enban wo Torikaese (NES) Paaman Part 2: Himitsu Kessha
Madoodan wa Taose! (NES)
Paaman Part 2: Himitsu Kessha Madoodan wa Taose!! Получился более продвинутым внешне: тут была и более качественная отрисовка, и выбор из целых четырех персонажей – на помощь Паамену и шимпанзе Буби пришла супердевочка Паако и толстяк Паайан. И даже была какая-никакая, кхм, свобода пространства за счет способности всех героев к полетам. А вот геймплей заметно поскучнел: новых идей не прибавилось, а старые убрали, оставив только бесконечные хождения по дверям, неизменно ведущим к боссу (кстати говоря, от «настольных» схваток тоже отказались и перевели их в традиционное платформенное русло). Даже самим разработчикам, по-видимому, процесс создания надоел на середине, отчего последние уровни становятся всё более линейными, а вместо разнообразных бонусов повсюду влеплены головоломки с рушащимися плитками.

 statii_igri_ob_anime
Паамен - Дораэмон - Хаттори
Паамен объединял свои силы с еще одним героем – молодым ниндзя Хаттори, тоже успевшим посетить восьмибитные приставки. А придумал Хаттори…догадайтесь, кто? Конечно же, это снова был талантливый дуэт на букву «Ф». Точнее, уже одна из его частей – в 1987 году мангаки разделились по обоюдному согласию, чтобы не портить друг другу творческий процесс и разделили свои начинания поровну.

Но и это еще не всё, ведь ловкий воин тени между своими приключениями повстречал Дораэмона! Таким образом, Хаттори-кун так или иначе успел побывать во всех трех главных вселенных Фудзико Ф. Фудзио, и до сих пор не теряет своих позиций в среде популярности фанатов. Ловким приемом ниндзюцу он выскочил из черно-белой манги в цветное аниме, а оттуда - в фильм с живыми актерами! А в январе прошлого года начался показ ремейка оригинальных 694 эпизодов, и пока что Хаттори не собирается сворачиваться с эфира.

Интересный факт: В 2008 Irem решила вспомнить былое и выпустила новую часть в серии Daiku no Gen-San, известную в Америке и Европе как Hammerin’ Harry. Игра получила название Ikuze! Gen-San и вышла эксклюзивно для Playstation Portable. Параллельно с этим на официальном сайте прошел показ аниме с одноименным названием, состоящего из 24 коротких веб-эпизодов.  statii_igri_ob_anime

Зачастую, всё гениальное просто, а всё простое – гениально. Много лет прошло со времен появления первых аркадных игр. Но играть в них было настолько увлекательно, что многие и по сей день предпочитают эти игры современным развлечениям, а принципы их геймплея перекочевали в другие, более поздние поделки, заложив основы для новых жанров. Классика – не забывается.

Славный труженик фронта подрывных работ Бомбермен со времен своего первого появления успел нехило подняться. Если в самых ранних играх было принято считать, что герой – это робот без личной жизни и прописки, сбежавший с завода по
Славный инопланетянин Бомбермен (он же White Bomber или Cheerful White)  statii_igri_ob_anime
производству бомб, то впоследствии легенда всё время изменялась, не находя себе постоянной трактовки, и Бомбермен становился то пришельцем с далекой планеты, то патрульным на орбите, то просто искателем приключений. Это позволило ему разжиться целыми тремя сериалами о себе любимом.

Само слово «Bomberman», изначально относившееся к одному лишь главному персонажу, постепенно утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать вообще всех бомберменов по мере их появления в играх. Нашего же Бомбермена стали называть по имени - Shirobon, (от японского shiro – белый и bonbaa) или просто White Bomber, а его извечного соперника – черного бомбера – Kurobon (от японского kuro – черный).
Bomberman B-Daman и B-Daman V вышли аж в 1998 году, и состояли из 48 и 50 эпизодов соответственно. В шоу пиарился не только сам Бомбермен, но и серия игрушек B-Daman, герои надевали на себя механические костюмы и дрались при помощи огромных роботов. И это было круто! Но наибольшую популярность приобрел Bomberman Jetters, вышедший в 2002. Как и в Sonic X, сюжет заимствовал детали из нескольких официальных игр. А поскольку в любую экранизацию игры для разнообразия нужно привнести толику новых персонажей, на сцене появился Майти Бомбер (Mighty Bomber), старший брат Широбона, по сюжету пропавший без вести на задании. Сюжет Bomberman Jetters впоследствии был адаптирован в серию игр, вышедших на самых разных консолях. Майти, как одному из самых гарных Бомберменов в истории, отводилась одна из основных ролей.
 statii_igri_ob_anime
 statii_igri_ob_anime
 statii_igri_ob_anime
 statii_igri_ob_anime
 statii_igri_ob_anime  Роби Хиггинс - главный герой Adventure Island
Сейчас Hudson Soft тесно сотрудничают с Konami и в основном занимаются производством бесконечных приключений белого террориста и его друзей для всевозможных платформ. А когда-то, эта контора была известна еще одной, достаточно неплохой серией. Takahashi Meijin no Bouken Shima, или, что более знакомо нашему уху, Adventure Island, вышла на консолях от Nintendo, компьютерах и сейчас продолжает успешно переиздаваться на современных платформах. Главный герой сей эпопеи – упитанный молодой человек в бейсболке по имени Роби Хиггинс (или Мастер Хиггинс, хотя мастером, т.е. хозяином его называли в основном животные, на которых тот ездил). Главной особенностью игр из этой серии была необходимость игрока постоянно поддерживать стремительно убывающие жизненные силы подконтрольного ему жиробаса. Собирая фрукты, овощи, мясо и молоко, нужно было следить за тем, чтобы уровень энергии не упал до нуля, и даже несмотря на это, столкновение с врагом означало мгновенную смерть. Такой хардкор пришелся по нраву большинству игравших, и серия зажила, хотя в дальнейшем от постоянного поглощения калорий отказались.
 statii_igri_ob_anime
 statii_igri_ob_anime
 statii_igri_ob_anime
 statii_igri_ob_anime
Одновременно с игрой на экраны вышел детский мультсериал Bug-tte Honey (он же - Honeybee in Toycomland). В отличие от других шоу, призванных втихую посылать импульсы в мозг юного зрителя, и поднимать продажи видеоигр, сюжет мульта шел сразу напрямик. История велась о трех юных фанатах Adventure Island, попавших в мир своей любимой игрушки.

Вам, может быть, тоже хотелось узнать, чем живет главный персонаж восьмибитного платформера, о чем думает и что ест на завтрак. В “Bug-tte Honey” мир-внутри-игры и правда раскрывал характеры героев более полно, но всё-таки оставался «игровым» и потому не был лишен своих характерных черт, вроде огромных яиц с секретами внутри.
Прослеживалась также некая полуочевидная схожесть с экранизациями Марио. Даже главный злодей – дракон, который страстно желает жениться на принцессе (в данном случае – пчелке-фее Хани). Хотя…о чем это мы? Ведь обе эти игры платформенные, и вышли тогда, когда спасение прекрасных дам в играх считалось основополагающей целью. Все совпадения чисто случайны.

Шоу оттарабанило 50 с лишним эпизодов и одну полнометражку, после чего успешно завершилось. И хотя, новые приключения Хиггинса всё еще продолжали поступать на прилавки, сериалов в поддержку больше не выходило.

Как мы видим, «подкрепление» шло только для популярных игр, когда продажи начинали потихоньку падать. И вот, уже многие из бойцов виртуального фронта нет-нет, да и промелькнули на экране. Но кого-то всё ещё не хватало…догадываетесь, кого? Конечно же, нельзя было обойтись без носителя синего шлема и пушки, супер-робота Рока, известного нам как Rockman.

Трехсерийная OVA Rockman – Hoshi ni Negai Wo продолжала традиции жанра «попаданцев», только на сей раз не игроки попадали в игру, а сам Рокмен неожиданно вывалился в комнату малолетнего задрота из-за сбоя в программе, а вслед за ним, конечно же, отправился неугомонный доктор Вайли, заскучавший в застенках родной приставки.

Для подрастающего поколения в этой трехсерийке объяснялись некоторые аспекты японской культуры – вместо обычных героических дел Рокмен учился тому, что такое фестиваль фейерверков и как правильно есть якисобу , в общем, занимался всем тем, чему обычно посвящают свое время новоявленные отаку.
 statii_igri_ob_anime
 statii_igri_ob_anime
 statii_igri_ob_anime
 statii_igri_ob_anime
Также был показан непосредственно сам процесс «игры внутри игры» - ее персонажи знают о том, что являются виртуальными, и о том, что их действиями руководит игрок по ту сторону экрана, но при этом как-то сохраняют свою индивидуальность. А за Вайли, первый раз выбравшегося на просторы реального мира, можно только порадоваться – старик на исходе лет от души повеселился.

Rockman, также известен как Mega Man  statii_igri_ob_anime
Первые два эпизода были связаны с собой легкими узами общего сюжета, третий же выпускался специально для англоязычной аудитории, как самостоятельный продукт. Рокмену пришлось сделать принудительный откат памяти и заново познакомиться со всеми героями. Довольно странная логика производителя, учитывая, что переозвучены и выпущены на Западе были все три серии.

Полноценные сериалы про синего робота выходили и позже, но уже не следовали сюжету основных игр; внимание продюсеров сосредоточилось на «карманных» ответвлениях Rockman.Exe и Star Force. Соответственно, главным героем был уже не Рок, а его альтернативные версии, среди которых был, страшно подумать, живой человек в рокменовском суперкостюме.

Вопрос «почему люди не летают, словно птицы?» преследует человека с тех самых пор, как древний грек Икар смастерил себе крылья из воска и вошел в штопор, увековечив себя в земле и свою идею в веках. Шло время, игроиндустрия развивалась, появлялись авиасимуляторы. Изначально, они использовались лишь как средство безопасной тренировки для пилотов, но со временем, стали доступны и простым обывателям. А для тех, кому слишком сложно было запомнить, какой рычаг отвечает за взлет, а какой – за экстренное катапультирование, появился скроллер.

Люди, плохо знакомые с линейкой скролл-шутеров от Konami - Twin Bee – могут спросить «Что можно снять по игре, в которой синий и розовый бомбовозы летят вперед без определенной цели, собирая по пути колокольчики, и расстреливая бешеную утварь из всех орудий?». Оказывается, вполне можно. Чем дальше существовала серия, тем шире становился ее мир, «пчелки» уже не были просто безымянными кораблями, у них появились и имена, и пилоты. Жанр скроллера сменялся платформером, а пилоты менялись от игры к игре, но каноничным составом стали тройняшки Light, Pastel и Mint.

 statii_igri_ob_anime  Первым звоночком стал 2-серийный приквел, сопровождавший выход игры Pop’n Twinbee для Super Nintendo. А в 1998 году было снято трехсерийное продолжение TwinBee Paradise по мотивам одноименной радиопостановки. В озвучивании приняли участие популярные сейю - Маюми Танака и Каппэй Ямагути (более всего известны по ролям Луффи и Усоппа в One Piece, Ямагути также озвучил психопата Ретро в Dead Leaves). Несмотря на цветастый антураж серии, и внешний вид пилотов, как будто выпрыгнувших из подростковой манги, аниме вышло с неожиданным уклоном в жанр эччи, и не стеснялось шутить на тему сисек Pastel и показывать героев в чем мать родила.

Благодаря живости актерского состава, и непринужденности происходящего, становится как-то жаль, что создатели ограничились всего лишь четырьмя сериями и одним спешлом. Остается лишь надеяться, что время приключений пчелок не ушло насовсем и когда-нибудь нас ждет не только новая игра, но и полноценное продолжение «Парадайза».

Спорт – посол мира. Посол ты, спорт… Для тех, кто снимает что-то по мотивам виртуальных соревнований, выбор жанра заведомо невелик. Либо снимаем хороший, качественный сериал из 120 эпизодов про путь героя к успеху, и ориентированный на людей школьного возраста, либо его же, но для взрослых. А если поступить наоборот? Игра податливо изогнется под волей творца, таким образом сказ про принца тенниса можно превратить во что угодно. Главное, чтобы фантазия не подвела.

 statii_igri_ob_anime  Musashi no Ken, более известная как 634 Sword (под таким названием она выходила на пиратских сборниках), запомнилась поколению 90-х как занятная платформенная игра, в которой молодой кендоист спешил на турнир по кендо. При этом нужно было стараться не дать обогнать себя собаке, которой, по всей видимости, были подвластны законы физики и пространства (иначе не объяснить то, что она бежала под землей и по воздуху). Игра состояла из трех уровней, не считая финального сражения на турнире, и количество врагов с каждым уровнем увеличивалось в геометрической прогрессии, поэтому пройти ее (а тем более два раза, дабы увидеть настоящую концовку), смог далеко не каждый. Но это игра.
 statii_igri_ob_anime
 statii_igri_ob_anime
 statii_igri_ob_anime
 statii_igri_ob_anime
Поколению 80-х название «Musashi no Ken» говорит несколько о другом. Дело в том, что незадолго до появления игры вышло одноименное аниме. Как во многих других лентах про спорт и соревнования, в нем было чуть больше полста серий, и делился сериал на две части: про юношество главного героя, и про его взрослые годы на кендоистском Олимпе. Именно о первом и повествует игра. За подвигами Мусаши в аниме было интересно наблюдать, не столь интересно было проходить игру, потому что кроме вышеупомянутого турнира, от экранизации мало что осталось. Но всё равно, кендо – замечательный вид спорта, развивающий моторику и реакцию, и засветился он в японских видеоиграх пополам с анимацией не раз и не два.
Makeruna! Makendo (Не сдавайся, Макэндо!) – односерийное аниме, выпущенное в поддержку игры Kendo Rage на SNES. Игра представляла из себя красочный, но довольно сложный аниме-боевик с колоритными врагами и классической болтовней злодея с героем перед битвами. В OVA, можно сказать, было всё тоже самое, только от игры поменьше, а диалогов и героев побольше. Аниме стебало закрепившиеся за жанром штампы – понимаешь это сразу, как только видишь сумасшедшего ученого-мозгового монстра с планеты мозговых монстров-ученых. Ну, и само собой, демон-наставник школьницы Мэй, который не упускал момента вставить словцо на протяжении оригинальной игры, здесь развернулся по-полной.

В единственном эпизоде была одна (но зато какая!) сцена с классическим «махо-седзе» -превращением главной героини в прекрасную воительницу. Режиссеры не постеснялись и щедро наградили Мэй и её сестру внешними атрибутами, а во время превращения так и вовсе не стали зарисовывать интимные места, как полагается. Даешь больше торчащих сосков!

 statii_igri_ob_anime
 statii_igri_ob_anime
 statii_igri_ob_anime
 statii_igri_ob_anime
Позднее на SNES и Playstation вышла игра Makeruna! Makendo 2, события которой разворачивались после событий аниме (таким образом, его можно считать «мидквелом» к двум частям игры) К сожалению, в ней запороли первоначальную идею, отойдя от стилистики бит-эм-апа к файтингу. В любом человеке есть тяга к соревнованиям. Но кроме нее, еще и любовь к боевым искусствам. Наблюдать за отточенными, завораживающими движениями техник всегда было интересно. А японцы знают толк в этом как никто. В стране, подарившей миру самураев и ронинов, когда-то существовала еще одна профессия. Бесшумная, как летний ветер.

Ниндзя…в конце восьмидесятых годов это слово было на устах всех мальчишек. Мир буквально захлестула «ниндзя-мания», хотя сами воины тени, по одной из версий, вовсе не были такими, как их изображали. Но факт остается фактом: на волне популярности выходили всё новые и новые фильмы о ниндзя, а также игры, ставшие настоящей находкой для фанатов.

 statii_igri_ob_anime  Рю Хаябуса - доблестный ниндзя из игры Ninja Gaiden
Одной из таких игр стала Ninja Gaiden. Превосходные сюжетные вставки, музыка и геймплей в стиле «один в поле - воин» позволили ей войти в рейтинг лучших игр для консоли NES и занять почетное семнадцатое место.

В 1991 вышла OVA, раскрывавшая новые подробности из жизни бесстрашного ниндзя Рю Хаябусы. Несмотря на стандартную, в общем-то, завязку сюжета с участием безумного ученого, жаждущего захватить мир при помощи армии мутантов и древней магии, получился отличный анимационный боевик, атмосферный и пафосно-жестокий, с намеком на продолжение. В нем также была пара отсылок к наиболее заметным атрибутам той эпохи (в частности, слегка проехались по Ghostbusters).

 statii_igri_ob_anime
 statii_igri_ob_anime
 statii_igri_ob_anime
 statii_igri_ob_anime
Но поклонники восприняли его не слишком тепло. Критике подверглось многое: плохо прорисованные задники, диалоги, и даже сам Рю, которому, по мнению зрителей, отвелось меньше всего экранного времени. Возможно, это так, но ведь фанаты – люди вообще придирчивые. Если же рассматривать Ninja Gaiden: OVA в отрыве от первоисточника, то это отличный пример классического аниме в жанре «ниндзя».

Широкий спектр человеческих занятий является одним из основополагающих факторов при разработке игр. Можно создать игру про футболиста, можно симулятор повара или врача, или уборщика, если к тому душа лежит, но при этом нужно не забывать подходить к делу творчески. Одна из самых увлекательных профессий, на мой взгляд – это бесконечный поиск древних сокровищ, сокрытых в недрах земли.

Более 20 лет назад вышла одна из самых сложных игр для консолей и аркадных автоматов, под названием Spelunker.
Игра базировалась на приключениях спелеолога, который решил спуститься в пещеры, чтобы раздобыть сокровищ. Сложность заключалась в том, что Спелеолог был крайне хилым; стоило споткнуться о камушек или упасть в крошечную ямку, да что там, просто подпрыгнуть слишком высоко – и герой уже умирал, так что рано или поздно возникал вопрос «Начерта он вообще туда полез? Начерта я сейчас сижу и играю в это? Лучше бы оба в спортзал пошли».

OVA «Spelunker-sensei», снятая в 2011 году по мотивам четырехпанельной манги, в полной мере отражает негодование автора, когда-то столкнувшегося с этими проблемами. Спелеолог устраивается учителем в среднюю школу, чтобы забыть о своем ужасном прошлом. Но не тут-то было – смерть и здесь подстерегает его повсюду, заставляя затем вновь оживать, и делая несчастного практически аналогом Кенни из South Park.
 statii_igri_ob_anime
Аниме было негативно воспринято большинством зрителей; многие критиковали его  statii_igri_ob_anime  за плохую прорисовку, и то, что оно «повторяет одну и ту же шутку на протяжении 30 минут». Но это не совсем справедливо. Spelunker-sensei просто высмеивает недостатки игры, и только те, кто когда-то пытались ее осилить, и бесконечно дохли на протяжении всего пути, поймут всю соль.

«Я умер тогда, два раза. И это не смешно.»

В каждой области культуры так или иначе есть свои люди-пароходы, сделавшие многое для ее становления и развития. Таких не очень и много, и не всем они известны, но даже если человек умер, дело его продолжает жить. Ганпей Йокой, например, был тем, кто придумал Game & Watch, наблюдая в метро за человеком, жавшим кнопки калькулятора от скуки. А затем были Game Boy, Virtual Boy, Nintendo 64… А кто в те же годы поспособствовал становлению аниме-культуры в Японии?

 statii_igri_ob_anime
Осаму Тедзука - человек-легенда, "отец" Астро Боя
Осаму Тедзука прославился на весь Мир тем, что заложил каноны образов в японской анимации, при этом многое позаимствовав у мультфильмов студии Диснея.
 statii_igri_ob_anime  Его «Могучий Атом» или попросту Астро Бой, стал одним из символов Японии и аниме в целом и пережил своего создателя. История о роботе, который подчас ведет себя человечнее, чем многие создания из плоти и крови, неоднократно экранизировалась и заимствовалась.

Игры тоже были, но нельзя сказать, что удачные. Первая игра, основанная на серии «Tetsuwan Atom» вышла в 1988 году для консоли Famicom. Это был невзрачный, малопримечательный платформер, с невнятным игровым процессом. Беготня из одного конца в другой, сбор энергии и монеток - все это было реализовано из рук вон плохо. Наверное, поэтому игра так и осталась на японском, и никогда не была переведена на другие, доступные языки.

Вторая попытка случилась чуть позже, когда Famicom уже отходила в мир иной, а на сцене блистала ее продвинутая версия – Super Famicom, или SNES. Игра получилась гораздо привлекательнее и ярче предшественницы, но к сожалению, всё портило глупое и неотзывчивое управление, хотя как раз с этим ошибки были недопустимы; одна из сверхсил Астробоя – умение летать и справляться таким образом с наземными врагами, а что можно сделать, когда в битве с ловким и живучим боссом, не успеваешь даже вовремя подпрыгнуть?..
 statii_igri_ob_anime
 statii_igri_ob_anime
 statii_igri_ob_anime
 statii_igri_ob_anime
Третье явление Могучего Атома миру произошло, когда вышел Tetsuwan Atom – Atom Heart no Himitsu (или Omega Factor в Европе и Штатах) для портативной консоли GBA. И, о чудо, снова консоль от Nintendo! На этот раз игра превзошла все жалкие попытки, предпринятые доселе. Это был роскошный, увлекательный бит-эм-ап, основанный на ТВ-версии 2003 года. Разработкой занималась компания Treasure, зарекомендовавшая себя не единожды, в частности, из-под их пера вышел такой хит, как Gunstar Heroes. Помимо самого Астро, в Omega Factor приняли участие множество других персонажей, созданных Тедзукой, и все так или иначе сыграли свою роль в развитии сюжета.
Но ведь были еще и версии для PS2, и относительно недавний Astro Boy: The Movie, созданный по мотивам американского 3D-римейка. За версию для Playstation 2 взялись не кто иные, как Sonic Team, отделение Sega, посвященное разработке игр про Соника. Игра, прямо скажем, не вышла хорошей, однако в нее был добавлен один интересный персонаж с тремя глазами…

Интересный факт: Существует мнение, что полнометражный мультипликационный фильм «Король-лев» студии Disney на самом деле был списан с экранизации манги под названием «Белый Лев Кимба – король джунглей», автором которой был господин Осаму. Так это или нет, каждый может решить для себя, добавлю лишь, что «Кимба» вышел почти на четыре десятилетия раньше «Короля-льва».  statii_igri_ob_anime












Что ж, отведенное для сегодняшней статьи время и место заканчивается, а ведь мы о стольком еще не успели поговорить! Тема, поднятая нами сегодня, так широка и необъятна, что рассказать обо всем за один раз просто не получится. Ведь помимо аниме-экранизаций, в дополнение к популярным играм выходило еще очень много всего интересного…

Поэтому я с вами не прощаюсь. До скорых встреч на пыльной полке!